29 Мая 2012

Как ликвидировать ООО в добровольном порядке?

Общество с ограниченной ответственностью может быть ликвидировано добровольно по единогласному решению его участников (ст.92 ГК РФ). Ликвидация ооо влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ст. 57 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ от 08.02.1998 г. – далее Закон № 14-ФЗ).

Процесс ликвидации начинается с принятия Решения о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии. Данное решение принимается по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества, исполнительного органа или участника общества на внеочередном общем собрании участников. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде.

О принятии решения о ликвидации общество обязано уведомить налоговый орган в течении трех дней со дня принятия такого решения (подп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ, п. 1 ст. 62 ГК). Для уведомления налогового органа используется форма форму № Р15001 «Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица», утв.П439 остановлением Правительства РФ № от 19 июня 2002 г. Порядок заполнения данной формы приведен в Приказе ФНС России № САЭ-3-09/16@ от 1 ноября 2004 г.

Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 20 Закона № 129-ФЗ налоговую службу необходимо уведомить о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора. Для уведомления используется форма № Р15002 «Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора» (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439). Сроки оповещения налогового органа в данном случае законодательством не установлены.

Одновременно с уведомлением налоговой службы ликвидационная комиссия выявляет и уведомляет всех своих кредиторов о начале процедуры ликвидации.

Для этого, во – первых, ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о ликвидации общества. Официальным органом печати в данном случае является журнал «Вестник государственной регистрации» (п. 1 Приказа ФНС РФ № САЭ-3-09/355@ от 16 июня 2006 г.).

В публикации необходимо указать в каком порядке, и в какие сроки кредиторы могут заявить свои требования. При этом, срок заявления требований кредиторами не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Во – вторых, о начале процедуры ликвидации кредиторы предупреждаются индивидуально и письменно.

Письменное уведомление должно быть направлено кредиторам по имеющимся адресам. Уведомление кредиторов лучше всего производить ценным письмом с описью вложения, чтобы в случае необходимости иметь доказательства направления такого уведомления. В отношении дебиторов должны быть приняты меры по возврату дебиторской задолженности.

Таким образом, ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и возврату дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

Важным этапом процедуры ликвидации является проведение в ликвидируемом обществе выездной проверки всех задолженностей перед бюджетом.

Выездная налоговая проверка в связи с ликвидацией общества может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Органы ПФР и ФСС также проводят выездную проверку уплаты страховых взносов (п.20 ст. 35 Закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ» № 212-ФЗ от 24 июля 2009 г.). При этом также проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении проверки. В ходе проведения проверок может быть выявлена задолженность перед бюджетом по обязательным платежам, пени и штрафам. Для успешного завершения процедуры ликвидации вся задолженность перед бюджетом должна быть погашена.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами и проведения проверок контролирующими органами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. Ликвидационный баланс должен быть зарегистрирован налоговой службой. Он представляется в инспекцию вместе с заполненной формой № Р15003 «Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица» (утв. Постановлением Правительства РФ № 439 от 19 июня 2002 г.).

В течение месяца с момента утверждения промежуточного ликвидационного баланса необходимо представить в ПФР сведения об уволенных в связи с ликвидацией застрахованных лицах, работавших в компании (п. 2 ст. 9 Закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 27-ФЗ от 1 апреля 1996 г.).

Далее общество должно рассчитаться с долгами всех выявленных кредиторов. Если имеющиеся у ликвидируемого общества (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу его имущества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого общества производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения.

В соответствии с п. 1 ст. 64 ГК РФ требования кредиторов общества удовлетворяются в следующей очередности:

1) в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое общество несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;

2) во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

3) в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

4) в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами;

Требования кредиторов третьей и четвертой очереди удовлетворяются по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) общества. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между участниками общества в следующей очередности:

  • в первую очередь осуществляется выплата участникам общества распределенной, но невыплаченной части прибыли;
  • во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

Если имеющегося у общества имущества недостаточно для выплаты распределенной, но невыплаченной части прибыли, имущество общества распределяется между его участниками пропорционально их долям в уставном капитале общества (ст. 58 Закона № 14-ФЗ).

После осуществления всех расчетов обществу следует закрыть счета в банках.

Заключительным этапом является регистрация ликвидации общества. Ликвидация общества должна быть зарегистрирована в налоговом органе. Для государственной регистрации в связи с ликвидацией в налоговый орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявление по форме № Р16001 «Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией» (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439) с нотариально заверенной подписью заявителя - руководителя ликвидационной комиссии или ликвидатора;

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины;

г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений персонифицированного учета.

Юридическое лицо считается прекратившим свое существование после внесения налоговым органом записи о его ликвидации в единый государственный реестр юридических лиц. С этого момента процесс ликвидации юридического лица считается завершенным.

Описанный выше порядок ликвидации юридического лица основан на требованиях действующего законодательства и актуален в настоящее время.

Однако, следует учесть, что Государственной думой РФ 27 апреля 2012 г. в первом чтении принят проект Федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в часть первую, вторую и третью Гражданского кодекса РФ, а также отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данный Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2012 года, за исключением положений, которые вступают в силу в порядке, установленном ст. 8 данного Закона (ст. 8 Федерального закона № 47538-6). Проект Федерального закона № 47538-6 предусматривает изменения и в те статьи части первой ГК РФ, которые регулируют вопросы ликвидации юридических лиц.

Необходимо отметить, что порядок ликвидации юридического лица в добровольном порядке, установленный действующим ГК РФ, не претерпел существенных изменений. Основные его этапы сохраняются:

1. принятие решения о ликвидации и назначение ликвидационной комиссии;

2. уведомление о начале процедуры ликвидации контролирующих органов;

3. уведомление кредиторов и погашение кредиторской/дебиторской задолженности;

4. составление промежуточного и окончательного ликвидационного баланса, после всех расчетов;

5. регистрация в органах ФНС РФ факта ликвидации.

Требование о проведении выездной проверки исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, страховых взносов сохраняются.

Некоторые изменения претерпело содержание данных этапов. Например, в новой редакции части первой ГК РФ расширен круг обязанностей учредителей в процессе добровольной ликвидации, изменилась очередность удовлетворения требований кредиторов, появилась норма, предусматривающая защиту прав кредиторов ликвидируемого лица и т.д.

О. АГАЛЬЦОВА,

генеральный директор ООО «Мир Консалтинга».

читайте далее:

Возврат к статьям