17 Сентября 2014

Ликвидационный и промежуточный ликвидационный балансы

Ликвидация ООО влечет ее прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам (п. 1 ст. 61 Гражданского кодекса РФ).


Составление ликвидационного баланса – одна из обязанностей ликвидационной комиссии, выполняемая ею в ходе осуществления процедуры ликвидации организации.
 
При этом ликвидационный баланс бывает:

  • промежуточным; 
  • окончательным. 

После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержать сведения о:

  • составе имущества ликвидируемого юридического лица; 
  • перечне требований, предъявленных кредиторами; 
  • результатах рассмотрения требований, предъявленных кредиторами; 
  • перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс должен быть утвержден:

  • учредителями (участниками) юридического лица; 
  • или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. 

В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Вышеуказанное следует из положений п. 2 ст. 63 Гражданского кодекса РФ.

Составление промежуточного ликвидационного баланса осуществляется на втором этапе ликвидации организации – этапе расчетов с кредиторами.

О составлении промежуточного ликвидационного баланса учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, должны уведомить регистрирующий (налоговый) орган (п. 3 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", (далее – Закон N 129-ФЗ).

При этом сам промежуточный баланс не представляется.

Уведомление налогового органа осуществляется по форме N Р15001 "Уведомление о ликвидации юридического лица", которая приведена в Приложении N 8 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".

В соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения ликвидационной комиссией производится выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица в порядке очередности, установленной ст. 64 Гражданского кодекса РФ.

В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица (п. 4 ст. 64 Гражданского кодекса РФ).

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс. Он утверждается:

  • учредителями (участниками) юридического лица; 
  • или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. 

В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (п. 6 ст. 63 Гражданского кодекса РФ).

Особенности отражения сведений в ликвидационном балансе, законодательно не установлены. Специальная форма ликвидационного баланса (и промежуточного ликвидационного баланса) для коммерческих организаций не утверждена.
Поскольку действующим законодательством не утверждены специальные формы промежуточного и ликвидационного балансов, целесообразно использовать бланк обычного бухгалтерского баланса, утвержденный Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (Письмо ФНС России от 07.08.2012 N СА-4-7/13101, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2010 по делу N А56-80582/2009).
При этом промежуточный и ликвидационный балансы должны содержать все сведения, предусмотренные Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.07.1999 N 43н (Определение ВАС РФ от 26.02.2008 N 1779/08, Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2012 по делу N А19-5258/2011, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2010 по делу N А56-80582/2009, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2013 N 17АП-1818/2013-АК).

Отметим, что в ст. 21 Закона N 129-ФЗ перечислены документы, которые необходимо представить для государственной регистрации ликвидации организации. 

В их числе перечислен ликвидационный баланс (пп "б" п. 1 ст. 21 Закона N 129-ФЗ).

Требования о представлении промежуточного ликвидационного баланса для государственной регистрации ликвидации организации, Закон N 129-ФЗ не устанавливает.

При этом нормы Закона N 129-ФЗ не обязывают регистрирующий орган осуществлять проверку представленных на регистрацию документов, в том числе о достоверности данных промежуточного и ликвидационного балансов и об отсутствии у ликвидируемого юридического лица кредиторской задолженности, за исключением соответствия их по форме и содержанию, установленным нормативным актам (Постановление ФАС Поволжского округа от 03.11.2010 по делу N А65-37227/2009).

В п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации, в частности, в пп. "а" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ содержится такое основание для отказа в государственной регистрации, как непредставление заявителем определенных Законом N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов.

При этом из содержания пп. "а" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ не представляется возможным определить, будет ли ликвидационный баланс, представленный для государственной регистрации ликвидации юридического лица и содержащий недостоверные сведения, считаться непредставленным.

Так, Федеральный арбитражный суд Уральского округа в Постановлении от 23.11.2010 N Ф09-9690/10-С4 согласился с выводом суда первой инстанции о том, что ликвидационный баланс, содержащий недостоверные сведения, обоснованно расценен регистрирующим органом как непредставленный.

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в Постановлении от 27.10.2010 по делу N А54-154/2010 при схожих обстоятельствах согласился с выводом суда первой инстанции о том, что представление в регистрирующий орган ликвидационного баланса, содержащего недостоверные сведения, в силу прямого указания пп. "а" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ, является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Указанная позиция была подтверждена и Постановлением Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 N 7075/11. В нем было указано, что представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании пп. "а" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ. 

Приведенный в Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 N 7075/11 общий правовой подход сводится к недопустимости внесения в ликвидационные балансы явно недостоверных сведений, т.е. признается недопустимым составление балансов без учета обязательств ликвидируемого лица, о наличии которых было доподлинно известно, и которые не по вине кредиторов не были отражены в балансах.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в Постановлениях от 07.12.2010 N, от 22.10.2010 N 07АП-8759/10 также сделал вывод, что ликвидационный баланс при регистрации ликвидации юридического лица считается непредставленным (отсутствующим), если содержащиеся в нем сведения являются недостоверными.

Схожий вывод усматривается также в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2010 N 09АП-16906/2010, Постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29.04.2011 N Ф09-2285/11-С4.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, ФНС России считает, что в случае представления для государственной регистрации ликвидации юридического лица ликвидационного баланса, который не характеризует фактическое финансовое положение организации на дату подачи заявления о прекращении деятельности и не идентичен финансовому положению на вышеуказанную дату, данный ликвидационный баланс содержит недостоверные финансовые сведения о юридическом лице.

Следовательно, у регистрирующего органа будут иметься все основания для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица вследствие того, что на государственную регистрацию не были представлены все необходимые и достаточные документы, предусмотренные действующим законодательством, а именно не был представлен надлежащий и достоверный ликвидационный баланс.

Кроме того, ФНС России напомнило, что должностное лицо, ответственное за представление данного баланса на государственную регистрацию, может быть привлечено регистрирующим органом к административной ответственности в соответствии с ч. 3 либо 4 ст. 14.25 КоАП РФ.

Вышеуказанные разъяснения были даны в Письме ФНС России от 07.08.2012 N СА-4-7/13101.

Иванова Елена Николаевна,
Эксперт по налогообложению ООО "Мир Консалтинга".

Читайте далее:

Возврат к статьям