19 Ноября 2014

Предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога

Отсрочка или рассрочка по уплате налога - это изменение срока уплаты налога, которое возможно:

  • осуществить при наличии оснований, предусмотренных Главой 9 "Изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа" Налогового кодекса РФ;
  • предоставить на срок, не превышающий 1 год;
  • предоставить с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.
Порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налога (сбора) определяется Главой 9 "Изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа" Налогового кодекса РФ. 
 
Органами, в компетенцию которых входит принятие решений о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налогов на срок, не превышающий 1 год, являются: 
 
  • ФНС России по федеральным налогам (за исключениями, указанными в п. 1 ст. 63 Налогового кодекса РФ); 
  • налоговый орган по месту нахождения организации - по региональным и местным налогам. 
 
По решению Правительства РФ на срок от 1-го года до 3-х лет предоставляется отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет. 
 
Перечень оснований предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов предусмотрен п. 2 ст. 64 Налогового кодекса РФ. 
 
Согласно его положениям отсрочка (рассрочка) по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу в случае, если одновременно соблюдаются 3 условия: 
 
1) финансовое положение заинтересованного лица не позволяет уплатить налог в установленный срок; 
 
2) имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка. 
 
3) присутствует хотя бы одно из нижеследующих оснований: 
 
а) заинтересованному лицу был причинен ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы. Отметим, что отсрочка (рассрочка) по уплате налога по указанному основанию может быть предоставлена на сумму, не превышающую стоимость чистых активов организации (п. 2.1 ст. 64 Налогового кодекса РФ).
Это основание для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов указано в пп. 1 п. 2 ст. 64 Налогового кодекса РФ; 
 
б) заинтересованному лицу:

  • не были представлены (представлены несвоевременно) бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств; 
  • не были доведены (доведены несвоевременно) предельные объемы финансирования расходов в объеме, достаточном для своевременного исполнения обязанности по уплате налога;   
  • не были перечислены (несвоевременно перечислены) из бюджета денежные средства в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд. 
Это основание для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов указано в пп. 2 п. 2 ст. 64 Налогового кодекса РФ; 
 
в) у заинтересованного лица появится угроза возникновения признаков настоятельности (банкротства) в случае, если налог будет уплачен им единовременно. При этом наличие данного основания устанавливается по результатам анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, проведенного ФНС России, в соответствии с Методикой, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 18.04.2011 N 175 "Об утверждении Методики проведения анализа финансового состояния заинтересованного лица в целях установления угрозы возникновения признаков его несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты этим лицом налога". Отметим, что отсрочка (рассрочка) по уплате налога по указанному основанию может быть предоставлена на сумму, не превышающую стоимость чистых активов организации (п. 2.1 ст. 64 Налогового кодекса РФ, Письмо Минфина России от 25.04.2012 N 03-02-07/1-101).   
Это основание для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов указано в пп. 3 п. 2 ст. 64 Налогового кодекса РФ; 
 
г) имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога. Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена физическому лицу - на сумму, не превышающую стоимость его имущества, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание (п. 2.1 ст. 64 Налогового кодекса РФ). В ст. 446 ГПК РФ перечисляется имущество, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам.
Это основание для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов указано в пп. 4 п. 2 ст. 64 Налогового кодекса РФ. При этом отметим, что организации не может быть предоставлена отсрочка по уплате налогов по основанию, предусмотренному пп. 4 п. 2 ст. 64 Налогового кодекса РФ, поскольку по указанному основанию отсрочка предоставляется физическому лицу; 
 
д) производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер. Перечень сезонных отраслей и видов деятельности, применяемый при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.04.1999 N 382 "О перечнях сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых для целей налогообложения". Отсрочка (рассрочка) по уплате налога по указанному основанию может быть предоставлена на сумму, не превышающую стоимость чистых активов организации (п. 2.1 ст. 64 Налогового кодекса РФ).
Это основание для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов указано в пп. 5 п. 2 ст. 64 Налогового кодекса РФ; 
 
е) присутствуют основания для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. При этом согласно абз. 2 п. 2 ст. 84 Таможенного кодекса Таможенного союза основания, условия и порядок изменения сроков уплаты налогов определяются законодательством государства - члена таможенного союза, в бюджет которого подлежат уплате налоги. Отсрочка (рассрочка) по указанному основанию может быть предоставлена на сумму, не превышающую стоимость чистых активов организации (п. 2.1 ст. 64 Налогового кодекса РФ).   
Это основание для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов указано в пп. 6 п. 2 ст. 64 Налогового кодекса РФ;

Стоимость чистых активов АО (за исключением кредитных организаций) определяется по данным бухгалтерского учета в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 3 ст. 35 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", (далее – Закон N 208-ФЗ)).
Также и согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее – Закон N 14-ФЗ) стоимость чистых активов ООО (за исключением кредитных организаций) определяется по данным бухгалтерского учета в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. 
 
Порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ утвержден Приказом Минфина РФ N 10н, ФКЦБ РФ N 03-6/пз от 29.01.2003 "Об утверждении Порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ".
А вот в отношении ООО такой нормативно-правовой документ не принят. 
 
Учитывая, что Законом N 14-ФЗ и издаваемыми в соответствии с ним нормативными актами стоимость чистых активов ООО не установлена, по мнению Минфина РФ, ООО могут руководствоваться Приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29.01.2003 N N 10н, 03-6/пз "Об утверждении Порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ" (Письма Минфина РФ от 13.05.2010 N 03-03-06/1/329, от 07.12.2009 N 03-03-06/1/791). 
 
Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена по одному или нескольким налогам (п. 3 ст. 64 Налогового кодекса РФ). 
 
При этом по предоставленной отсрочке (рассрочке) на сумму задолженности обычно начисляются проценты исходя из 1/2 ставки рефинансирования Банка России (п. 4 ст. 64 Налогового кодекса РФ). 
 
Они начисляются в случае, если отсрочка (рассрочка) была представлена по основаниям, указанным в пп. 3, 4, 5 п. 2 ст. 64 Налогового кодекса РФ. 
 
Если отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по основаниям, указанным в пп. 1 и 2 п. 2 ст. 64 Налогового кодекса РФ, на сумму задолженности проценты не начисляются. 
 
Для того, чтобы получить отсрочку (рассрочку) по уплате налогов, заинтересованному лицу необходимо подать заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога. В заявлении о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованное лицо принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности. 
 
Рекомендуемая форма заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога приведена в Приложении N 1 к Приказу ФНС России от 28.09.2010 N ММВ-7-8/469@ "Об утверждении Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами". 
 
Состав документов, которые необходимо приложить к заявлению, различается в зависимости от того, что является основанием для обращения заинтересованного лица для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов.
Перечень документов, необходимых для получения отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, представим наглядно в виде нижеследующей таблицы. 

основание для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов

перечень необходимых документов

причинение заинтересованному лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы

1. заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога;

2. справка налогового органа по месту учета этого лица о состоянии его расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

3. справка налогового органа по месту учета этого лица, содержащая перечень всех открытых указанному лицу счетов в банках;

4. справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам этого лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;

5. справки банков об остатках денежных средств на всех счетах этого лица в банках;

6. перечень контрагентов - дебиторов этого лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами - дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства);

7. обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;

8. заключение о факте наступления в отношении заинтересованного лица обстоятельств непреодолимой силы, являющихся основанием для его обращения с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога;

9. акт оценки причиненного заинтересованному лицу ущерба в результате указанных обстоятельств, составленные органом исполнительной власти (государственным органом, органом местного самоуправления) или организацией, уполномоченными в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

– непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу;

– недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица - получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога;

– неперечисление (несвоевременное перечисление) заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд

1. заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога;

2. справка налогового органа по месту учета этого лица о состоянии его расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

3. справка налогового органа по месту учета этого лица, содержащая перечень всех открытых указанному лицу счетов в банках;

4. справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам этого лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;

5. справки банков об остатках денежных средств на всех счетах этого лица в банках;

6. перечень контрагентов - дебиторов этого лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами - дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства);

7. обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;

8. документ финансового органа и (или) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, содержащий сведения:

– о сумме бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, которые не предоставлены (несвоевременно предоставлены) указанному лицу;

– и (или) о сумме предельных объемов финансирования расходов, которые не доведены (несвоевременно доведены) до этого лица в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога.

В случае, если заинтересованному лицу, которому не перечислены (несвоевременно перечислены) денежные средства из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, в том числе в счет оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд, должен быть приложен:

– документ получателя бюджетных средств, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) этому лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога;

– либо документ государственного, муниципального заказчика, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) этому лицу в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, в счет оплаты оказанных таким лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд.

угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога

1. заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога;

2. справка налогового органа по месту учета этого лица о состоянии его расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

3. справка налогового органа по месту учета этого лица, содержащая перечень всех открытых указанному лицу счетов в банках;

4. справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам этого лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;

5. справки банков об остатках денежных средств на всех счетах этого лица в банках;

6. перечень контрагентов - дебиторов этого лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами - дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства);

7. обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности.

Отметим, что наличие основания, указанного в данном случае, устанавливается по результатам анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, проведенного в соответствии с Методикой проведения анализа финансового состояния заинтересованного лица в целях установления угрозы возникновения признаков его несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты этим лицом налога, которая утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 18.04.2011 N 175 "Об утверждении Методики проведения анализа финансового состояния заинтересованного лица в целях установления угрозы возникновения признаков его несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты этим лицом налога".
имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога

1. заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога;

2. справка налогового органа по месту учета этого лица о состоянии его расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

3. справка налогового органа по месту учета этого лица, содержащая перечень всех открытых указанному лицу счетов в банках;

4. справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам этого лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;

5. справки банков об остатках денежных средств на всех счетах этого лица в банках;

6. перечень контрагентов - дебиторов этого лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами - дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства);

7. обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;

8. сведения о движимом и недвижимом имуществе физического лица (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание).

производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер

1. заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога;

2. справка налогового органа по месту учета этого лица о состоянии его расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

3. справка налогового органа по месту учета этого лица, содержащая перечень всех открытых указанному лицу счетов в банках;

4. справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам этого лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;

5. справки банков об остатках денежных средств на всех счетах этого лица в банках;

6. перечень контрагентов - дебиторов этого лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами - дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства);

7. обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;

8. документ, подтверждающий, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) лица доля его дохода от отраслей и видов деятельности, включенных в утверждаемый Правительством РФ перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, составляет не менее 50 %.

Отметим, что дополнительно к вышеперечисленным документам, по требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом должны быть представлены документы об имуществе, которое может быть предметом залога, поручительство либо банковская гарантия (п. 5.3 ст. 64 Налогового кодекса РФ).

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня получения заявления заинтересованного лица (п. 6 ст. 64 Налогового кодекса РФ).

Также обратим внимание, что особенности порядка и условий предоставления отсрочки или рассрочки по уплате федеральных налогов по решению министра финансов Российской Федерации, в том числе перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, указаны в ст. 64.1 Налогового кодекса РФ. 

Также отметим, что в соответствии со ст. 46 Налогового кодекса РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.

Пунктом 4 ст. 46 Налогового кодекса РФ установлено, что поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 9 и п. 10 ст. 46 Налогового кодекса РФ положения данной статьи Налогового кодекса РФ применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и штрафов в случаях, установленных Налоговым кодексом РФ.
Таким образом, поручения налогового органа на перечисление пеней и штрафов исполняются в той же очередности, что и поручение на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации.

Согласно ст. 855 Гражданского кодекса РФ данное поручение налогового органа исполняется в 3-ю очередь.
При этом отмечаем, что в законодательстве Российской Федерации не установлены особенности при определении очередности списания денежных средств с банковского счета по требованиям по исполнительным документам и по распоряжениям клиентов банка на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

В связи с этим Минфин РФ в своем письме от 08.05.2014 N 02-08-12/22232 указал, что списание денежных средств по указанным документам должно осуществляться в порядке, предусмотренном ст. 855 Гражданского кодекса РФ, то есть в 4-ю и 5-ю очередь соответственно.

Согласно абз. 3 п. 4.1 ст. 46 Налогового кодекса РФ действие поручения налогового органа на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, а также поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в бюджетную систему Российской Федерации приостанавливается в том числе по решению налогового органа о приостановлении действия соответствующего поручения при принятии налоговым органом решения в соответствии с п. 6 ст. 64 Налогового кодекса РФ.

Иванова Елена Николаевна,
Эксперт по налогообложению ООО "Мир Консалтинга".

Читайте далее:

Возврат к статьям