Учет средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с Федеральным законом О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в целях исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением УСН

12 Ноября 2012

Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления:

  • субсидий;
  • или бюджетных инвестиций;
  • или государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", (далее - Закон N 209-ФЗ)).

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ).

Бюджетные инвестиции - бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

Государственная или муниципальная гарантия (государственная гарантия Российской Федерации, государственная гарантия субъекта Российской Федерации, муниципальная гарантия) - вид долгового обязательства, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона N 209-ФЗ средства федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого предпринимательства, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Правилами распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого (среднего) предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 N 178 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства", субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при выполнении мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в данном субъекте Российской Федерации, направленных на обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого (среднего) предпринимательства, повышение конкурентоспособности субъектов малого (среднего) предпринимательства, увеличение количества субъектов малого (среднего) предпринимательства, обеспечение занятости населения, увеличение количества производимых субъектами малого (среднего) предпринимательства товаров (работ, услуг).

Положениями п. 1 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ определено, что при применении упрощенной системы налогообложения средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Законом N 209-ФЗ, отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.

Федеральным законом от 7 марта 2011 г. N 23-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки" установлено, что данный порядок признания доходов в отношении указанных средств применяются как налогоплательщиками УСН, применяющими в качестве объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", так и налогоплательщиками, применяющими объект налогообложения "доходы", при условии ведения ими учета сумм выплат (средств).

И теми и другими налогоплательщиками учет полученных выплат и сумм произведенных расходов осуществляется в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, форма и Порядок заполнения которой утверждены Приказом Минфина России от 31 декабря 2008 г. N 154н.

Налоговым кодексом РФ не предусмотрена отдельная книга учета доходов в виде полученных субсидий, а также какие-либо формы отчетов, представляемых в налоговые органы, о целевом использовании данных средств (письмо Минфина РФ от 28 февраля 2012 г. N 03-11-11/59).

При этом налогоплательщики, применяющие УСН, в графе 4 разд. I Книги отражают суммы полученных выплат (субсидий) в размере фактически произведенных за счет этого источника расходов, а в графе 5 разд. I Книги - соответствующие суммы осуществленных (признанных) расходов.

Данный порядок учета сумм полученной субсидии распространяется и на налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения "доходы".

При этом налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения "доходы", суммы указанных выплат, отражаемых в графе 4 разд. I Книги по УСН в сумме, соответствующей произведенным за счет этого источника расходам целевого характера, в течение двух налоговых периодов с даты их получения, при определении налоговой базы не учитывают (письмо ФНС России от 2 ноября 2012 г. N ЕД-4-3/18587@).

Иванова Елена Николаевна,
Эксперт по налогообложению ООО "Мир Консалтинга".

Читайте далее:

X

Отправить статью себе на E-mail


Возврат к статьям