Налоговые льготы как преференции в понимании антимонопольного законодательства
14 Февраля 2014
В соответствии с п. 1 ст. 56 Налогового кодекса РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.Налоговые льготы являются необязательным элементом налогообложения, и любой налогоплательщик, относящийся к категории налогоплательщиков, для которых установлена налоговая льгота, вправе ее использовать либо отказаться от ее использования.
Объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, сроки уплаты налога и другие обязательные элементы налогообложения не утрачивают своей специфической сущности обязательных элементов налогообложения и не подменяются необязательным элементом налогообложения - налоговой льготой (льготой по налогу) (письмо Минфина России от 3 июня 2013 года N 03-03-06/1/20152).
При этом налоговые ставки и налоговые льготы являются разными элементами налогообложения.
Налоговая ставка является самостоятельным и обязательным элементом налогообложения (п. 1 ст. 17 Налогового кодекса РФ).
Налоговые льготы могут устанавливаться в акте законодательства о налогах и сборах при установлении налога (п. 2 ст. 17 Налогового кодекса РФ).
Установление субъектом Российской Федерации в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, пониженной налоговой ставки по налогу не отождествляется с установлением налоговой льготы (письмо Минфина России от 17 августа 2012 года N 03-02-07/1-201).
Налоговые льготы используются лицами, относящимися к определенной категории налогоплательщиков, для которых соответствующие налоговые льготы установлены. Таким образом, любой налогоплательщик, относящийся к категории налогоплательщиков, для которых установлена налоговая льгота, вправе ее использовать.
При этом нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
Согласно п. 20 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) государственными или муниципальными преференциями является предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, в том числе путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.
Федеральная антимонопольная служба России (ФАС России) не относит налоговые льготы, которые предоставляются на равных условиях отдельным категориям налогоплательщиков к государственным (муниципальным) преференциям в целях применения Закона N 135-ФЗ.
Об этом ФАС России была дана информация в Разъяснении ФАС России "О предоставлении преференции в виде налоговых льгот", текст которого дан в соответствии с публикацией на сайте
В Разъяснении "О предоставлении преференции в виде налоговых льгот" ФАС России пришла к выводу, что:
1. предоставление отдельным категориям налогоплательщиков соответствующих налоговых льгот не будет являться государственной преференцией в понимании п. 20 ст. 4 Закона N 135-ФЗ при соблюдении равных условий их предоставления;
2. в случае если налоговые льготы будут носить индивидуальный характер и предоставляться отдельным хозяйствующим субъектам, данные льготы будут являться государственной или муниципальной преференцией, согласно п. 20 ст. 4 Закона N 135-ФЗ.
Иванова Елена Николаевна,
Эксперт по налогообложению ООО "Мир Консалтинга".
Читайте далее:
- Новый коэффициент индексации государственных пособий гражданам, имеющим детей, установленный Законом о федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов;
- Учет средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в целях исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением УСН;
- Списание излишне уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов, со дня уплаты которых прошло более 3 лет.