ВЫДЕЛЕНИЕ ООО

19 Июня 2012

Как следует из ст. 55 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ от 08.02.1998 г. выделением общества признается создание одного или нескольких обществ с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего. При выделении реорганизованное общество продолжает действовать в качестве юридического лица. При этом, вновь создаваемому юридическому лицу передаются не все, а только часть прав и обязанностей реорганизуемого общества. Определенные права и обязанности сохраняются за обществом, реорганизуемым в форме выделения.

Порядок реорганизации путем выделения состоит из следующих этапов.
Принятие решений

Общее собрание участников общества, реорганизуемого в форме выделения:

1. принимает решение о реорганизации (о порядке и об условиях выделения, о создании нового общества (новых обществ)),

2. вносятся в устав общества, реорганизуемого в форме выделения, изменения, предусмотренные решением о выделении,

3. при необходимости решаются иные вопросы, в том числе вопросы об избрании органов общества.

Уведомление контролирующих органов и кредиторов

Важным этапом процесса реорганизации является уведомление контролирующих органов и контрагентов. Данное уведомление необходимо осуществить в сроки установленные законодательством России.

В течении 3 (трех) дней с даты принятия решения о реорганизации необходимо уведомить:

  • налоговый орган (подп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ);
  • территориальный орган ПФР по месту своего нахождения (ч.3 ст. 28 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» № 212-ФЗ от 24.07.2009 г.).

НК РФ в ст. 6.1 определяется порядок исчисления сроков и указывает на то, что срок, определенный днями, в данном случае, исчисляется в рабочих днях (п.6 ст. 6.1 НК РФ). Рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем. Сообщение в налоговый орган подается по форме № С-09-4, утв. Приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@. Форма уведомления территориального органа ПФР письменная. Иные требования законодательством РФ не установлены. Нарушение обязанности по уведомлению налогового органа о начале процедуры реорганизации влечет штраф по ч. 1 ст. 129 НК РФ в размере 5 000 руб.

Уведомление в ФНС РФ, территориальный орган ПФ РФ направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации (ст. 60 ГК РФ).

В течение 5 (пяти) рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в налоговый орган, в письменной форме о начале реорганизации уведомляются все известные кредиторы (п.2 ст. 13.1 . Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

После внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации реорганизуемое ООО дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. Таким средством массовой информации является журнал «Вестник государственной регистрации» (Приказ ФНС РФ от 16 июня 2006 г. № САЭ-3-09/355@). Уведомление о реорганизации публикуется от имени всех участвующих в реорганизации ООО обществом, которое последним приняло решение о реорганизации либо было определено решением о реорганизации (п.2 ст. 13.1 . Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

Кредиторы общества не позднее, чем в течение тридцати дней с даты последнего опубликования сообщения о реорганизации общества вправе потребовать в письменной форме досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения такого обязательства - его прекращения и возмещения связанных с этим убытков.

Проведение проверок контролирующими органами и инвентаризация имущества

В связи с реорганизацией может проводиться выездная налоговая проверка по всем налогам, а также взносам во внебюджетные фонды, независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п.11 ст. 89 НК РФ, п. 20 ст. 35 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» № 212-ФЗ от 24.07.2009 г.). По результатам такой проверки могут быть начислены налоги, взносы, пени, штрафы. Задолженность перед бюджетом необходимо будет погасить.

В связи с реорганизацией проводится инвентаризация имущества (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 23 февраля 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Результаты инвентаризации следует отразить в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация (п.5.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49).

Утверждение разделительного баланса

Разделительный баланс – это документ, который отражает передачу активов и обязательств в порядке правопреемства.

Форма разделительного баланса законодательно не утверждена. Однако, в ст. 59 ГК РФ содержится требование, согласно которому разделительный баланс должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного общества, юридические лица, созданные в результате реорганизации, несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного общества перед его кредиторами (п.5 ст. 51 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ от 08.02.1998 г.).

Основанием для составления разделительного баланса служит бухгалтерская отчетность, составленная на последнюю отчетную дату перед оформлением передачи имущества.

Разделительный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (ст. 59 ГК РФ).

Предоставление документов на государственную регистрацию

Документы, необходимые для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, могут быть представлены в налоговый орган до истечения срока, установленного законодательством России для предъявления кредиторами реорганизуемого юридического лица соответствующих требований. Однако, данные документы подаются не ранее помещения второго уведомления о реорганизации в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц (Письмо ФНС России от 23.01.2009 № МН-22-6/64@).

Для государственной регистрации лица, создаваемого путем реорганизации в форме выделения, в налоговый орган предоставляются следующие документы:

1) заявление по установленной форме о государственной регистрации вновь возникающего юридического лица,

2) учредительные документы юридического лица,

3) разделительный баланс;

4) документ об уплате государственной пошлины,

5) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о индивидуальном персонифицированном учете.

Документы в регистрирующий орган могут быть переданы следующими способами:

  • почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения.
  • представлены непосредственно.
  • направлены в форме электронных документов, в том числе с использованием сети Интернет через единый портал государственных и муниципальных услуг (порядок такого направления утвержден Приказом ФНС России от 12.08.2011 N ЯК-7-6/489@).

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации признается день их получения регистрирующим органом. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты получения (если документы непосредственно представляются в регистрирующий орган). Государственная регистрация в данном случае осуществляется не позднее 5 рабочих дней с даты предоставления документов в регистрирующий орган.

При этом, государственной регистрации при выделении общества (обществ) подлежит вновь созданное в результате выделения общество (общества). Что касается общества, из которого выделилось одно или несколько новых обществ, то в его устав вносятся изменения, предусмотренные в решении о выделении (например, об изменении размера уставного капитала и др.). Указанные изменения устава подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы, осуществляется по правилам, установленным главой VI ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ от 08.08.2001 г.

О. АГАЛЬЦОВА,

генеральный директор ООО «Мир Консалтинга».

Читайте далее:

X

Отправить статью себе на E-mail


Возврат к статьям